Все новости

Гендиректор ОЗК: квота на экспорт зерна - очень правильная и своевременная мера

"Объединенная зерновая компания" (ОЗК) моложе многих других госкомпаний, но за прошедшие с момента ее основания 11 лет пережила не меньше событий, чем иные - за все 30. Это и радикальная по российским меркам приватизация (сразу почти 50%), и уголовное дело в отношении частного инвестора, и появление довольно неожиданного стратега - госбанка с гигантскими отраслевыми амбициями.

У ОЗК особая роль на зерновом рынке. Она решает задачи по формированию его инфраструктуры, входит в число активных трейдеров на внутреннем и экспортном направлениях, а также является госагентом по распоряжению зерном государственного интервенционного фонда и несет ответственность за его сохранность, за проведение товарных и закупочных интервенций.

Ровно год назад компанию возглавил Дмитрий Сергеев. В интервью "Интерфаксу" он рассказал о новой стратегии развития ОЗК, взаимодействии с ВТБ, который формирует в РФ крупный зерновой холдинг, перспективах экспорта и о том, как коллектив преодолевает ограничения, связанные с распространением коронавируса.

- Работа новой команды началась с формирования стратегии на период до 2024 года. В конце прошлого года совет директоров ОЗК ее утвердил. Каковы ее основные направления?

- Действительно, стратегия развития АО "ОЗК" на период до 2024 года в конце декабря 2019 года была представлена на заседании совета директоров компании и утверждена. В ней поставлены задачи по ключевым направлениям нашего развития.
В первую очередь, это создание крупнейшего глубоководного зернового терминала в России на базе основного актива компании - ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НКХП). Модернизация НКХП позволит увеличить его мощности по портовой перевалке сельскохозяйственных грузов на экспорт с текущих 6,7 млн тонн до 15 млн тонн к 2024 году, а объем единовременного хранения - с 250 тыс. до 600 тыс. тонн.

Такое увеличение емкостей существенно расширит номенклатуру грузов для работы на терминале, а также обеспечит возможность работать с так называемыми нишевыми культурами, к которым, в частности, относятся зернобобовые, масличные и др. Кроме того, это даст возможность формировать специальные судовые партии под заказ.

Второе направление - развитие внутренней инфраструктуры российского зернового рынка. Наша задача - сделать ее динамичной и эффективной за счет внедрения маршрутных железнодорожных отправок зерна в направлении НКХП. Объем отправок - до 3,5 млн тонн в год. Для этого стратегия предусматривает создание сети линейных элеваторов - зерновых грузоформирующих узлов, что позволит сократить логистические затраты за счет оптимизации перемещения зерна от поля до терминала.

Реализацию этого проекта планируем вместе с "Росагролизингом", в октябре 2019 года заключено соглашение о сотрудничестве.

Третье направление предполагает развитие глобальной торговли сельскохозяйственной продукцией за счет наращивания объемов реализации зерна на экспорт компаниями группы "ОЗК". Речь идет о том, чтобы к 2024 году экспорт зерна составил не менее 8 млн тонн.

Важной стратегической задачей также является дальнейшее развитие компетенций по реализации мер государственного регулирования рынка сельхозпродукции.

Таким образом, основная цель стратегии - формирование крупнейшего в России торгово-логистического оператора сельхозпродукции, ориентированного на расширение экспорта зерна и зернобобовых, а также на развитие соответствующей инфраструктуры как на внутреннем, так и на внешних рынках.

- На какой стадии в настоящее время находится проект по организации маршрутных отправлений зерна на собственные выставочные пути парка "Верхний", который строится на территории НКХП? Об этом проекте было объявлено в феврале на конференции "Где маржа-2020".

- Уже заключен договор субаренды необходимых земельных участков с ОАО "РЖД", подготовлена проектная документация, идут закупочные процедуры по выбору подрядчика. Во втором квартале этого года рассчитываем начать работы по строительству путей необщего пользования на территории парка "Верхний".

Первый маршрут по новой схеме, минуя выставочные пути железнодорожной станции Новороссийск, планируем принять в 2021/2022 сельхозгоду. Составы с зерном будут заходить на территорию НКХП по вновь созданным путям необщего пользования парка "Верхний".

- Планирует ли компания расширять собственный парк вагонов или они будут арендоваться?

- Поскольку речь идет о повышении эффективности комплексной логистики зерна, мы планируем создать собственную железнодорожную компанию-оператора и довести к 2024 году подвижной состав с текущих 1 585 до 4 тысяч инновационных вагонов-зерновозов.

Парк вагонов рассчитан с учетом необходимости организации маршрутных отправок вагонов-зерновозов от создаваемой сети зерновых грузоформирующих узлов до зернового терминала НКХП с объемом перевозок не менее 3,5 млн тонн в год к 2024 году. Рассматриваем различные способы приобретения вагонов, в том числе в лизинг, с общим объемом инвестиций до 10 млрд рублей.

- Какова экономическая выгода от такого процесса перевозки зерна?

- Выгода от маршрутизации оценивается в 300-400 рублей на одну тонну зерна по сравнению с повагонными отправками. Она формируется за счет предоставляемой ОАО "РЖД" скидки на железнодорожный тариф № 10-01, это около 10%, а также за счет сокращения времени в пути и, как следствие, роста оборачиваемости вагонов.

Совершенствование товаропроводящей системы ОЗК, в том числе за счёт создания железнодорожного оператора, позволит нам сократить логистические затраты и дать аграриям лучшее ценовое предложение. В конечном счете это повысит конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке.

Кроме того, за счет обеспечения приемки маршрутных составов непосредственно на зерновом терминале, без захода на очень загруженную в настоящий момент железнодорожную станцию "Новороссийск", будет увеличена общая пропускная способность припортовой железнодорожной инфраструктуры.

- Как строится взаимодействие с акционером компании - ВТБ, который создает зернового оператора и активно занимается формированием соответствующей инфраструктуры?

- Сегодня ВТБ - это наш надежный партнёр, с которым существует полное взаимопонимание в принимаемых решениях, в том числе по вопросам реализации новой стратегии компании. Вместе работаем над модернизацией активов компании, у нас налажен эффективный обмен опытом.

В наших планах - встать в авангарде процесса наращивания экспортного потенциала зернового комплекса России. Но это не только коммерческая история, но и задача государственного масштаба. Достижение этой цели невозможно без модернизации портовой и железнодорожной инфраструктуры, элеваторных мощностей и т.д. В этих вопросах мы чувствуем поддержку нашего партнера, который со своей стороны также участвует в инфраструктурных проектах по всей стране.

- Как работает компания с регионами? В прошлом году было много сообщений о заключении соглашений с ними на вывоз зерна. Эта практика продолжает действовать?

- Компания придает важное значение отношениям с российскими зернопрофицитными регионами. В прошлом году были подписаны соглашения о сотрудничестве с Саратовской, Оренбургской, Новосибирской, Орловской, Липецкой, Пензенской областями, Башкирией и Алтайским краем, в этом году - с Курской областью.

Мы планируем и в дальнейшем устанавливать прямые контакты с региональными сельхозпроизводителями.

- Сколько зерна экспортировала компания в этом сельхозгоду? В какие страны?

- С начала текущего сезона (с 1 июля 2019 года - ИФ) по 28 апреля 2020 года группа "ОЗК" экспортировала около 2,35 млн тонн зерна на 31 млрд рублей. Для сравнения - в прошлом сельскохозяйственном сезоне за аналогичный период было отгружено на экспорт чуть более 1,2 млн тонн зерна.

География поставок охватывает более 15 стран, крупнейшими покупателями являются Египет, Судан, Турция, Иран и Бангладеш.
Важным достижением в текущем сезоне мы считаем существенное увеличение доли прямых поставок в адрес таких национальных импортеров, как государственное агентство по закупкам продовольствия Египта и Турецкий государственный зерновой совет. Если в 2018/2019 сельхозгоду их доля составляла 7%, то в этом сезоне она выросла до 38%, или порядка 850 тыс. тонн.

Это позволило снизить объем продаж через международных трейдеров. В 2019 году впервые расчеты по всем выигранным компанией тендерам на поставку зерна в Турцию были произведены в российских рублях.

- Каковы планы по экспорту на текущий сезон? Появились ли новые рынки сбыта?

- В дополнение к экспортированному с мая по июнь планируем отгрузить на экспорт еще 0,3 млн тонн. Таким образом, по итогам сезона объем экспорта должен превысить отметку в 2,5 млн тонн, что в стоимостном выражении составит около $500 млн.

Планируем отправлять зерно не только на традиционные, но и на новые для компании рынки сбыта. Одним из них стал Азербайджан, куда в прошлом году зерно впервые было отгружено по железной дороге.

В развитии экспортного направления ОЗК сотрудничает с Российским экспортным центром по программам экспортного финансирования.

- В прошлом году ОЗК выступила в числе учредителей Союза экспортеров зерна. Как оцениваете его работу? Какая роль отводится союзу в регулировании рынка зерна, в частности, экспорта?

- Да, в апреле 2019 года четыре крупнейших экспортера зерна в России ("Астон", "Гленкор агро МЗК", ТД "РИФ" и ОЗК), на которых приходится около 30% всего экспорта, создали новый Союз экспортеров зерна. Его основной целью стало продвижение зерна и зернобобовых культур российского происхождения, а также продуктов их переработки на международные рынки.

Можно сказать, что за год существования союз стал играть существенную роль на российском зерновом рынке. В частности, была улучшена координация экспортеров зерна между собой и органами государственной власти. Представители союза постоянно участвуют в профильных мероприятиях, высказывая свое экспертное мнение по актуальным проблемам российского зернового рынка.

- А в обсуждении квоты на экспорт зерна в 7 млн тонн они участвовали?

- Да, конечно. Их расчеты и прогнозы были приняты во внимание.

- Как вы оцениваете это решение?

- Это очень правильная и своевременная мера: устанавливая ограничение экспорта, регулятор принял сбалансированное решение. В связи с пандемией коронавируса ряд стран ограничил предложения по экспорту зерна, что привело к росту цен на него и на мировом, и на внутренне рынке.

Квота также решает задачи по обеспечению продовольственной безопасности государства, поскольку направлена на поддержание стабильности на продовольственном рынке, обеспечение внутренних потребностей в зерне и продуктах его переработки.

С другой стороны, она позволяет сохранить экспортную динамику. По нашей оценке, в текущем сезоне Россия экспортирует порядка 43 млн тонн зерна, без квоты экспорт составил бы около 45 млн тонн. Таким образом, введение квоты не приведет к значительному снижению экспорта зерна, а лишь увеличит его предложение на внутреннем рынке. Вкупе с товарными интервенциями в текущих условиях это положительно скажется на уровне доступности зерна и продуктов его переработки для потребителей.

- ОЗК является госагентом по распоряжению зерном государственного интервенционного фонда, проводит закупочные и товарные интервенции. Как вы оцениваете этот механизм для регулирования рынка зерна?

- Работа с зерном федерального интервенционного фонда - это одно из наших ключевых направлений. Механизм государственных интервенций действует с 2001 года и является действенной мерой государственной поддержки аграрного рынка. Он направлен на стабилизацию цен на рынке и поддержание уровня доходов производителей в зависимости от конъюнктуры зернового рынка. Механизмы регулирования прозрачны.

За это время зерновые интервенции проводились при различных состояниях аграрного рынка, обусловленных валовым сбором, уровнем цен, количеством выделяемых средств, конъюнктурой мировых рынков и т.д. Однако всегда интервенционный фонд показывал себя как гибкий механизм оперативной поддержки регионов и потребителей в случае дефицита или излишков зерна на рынке.

По данным на 1 апреля этого года, объем фонда составлял около 1,75 млн тонн, зерно хранится на 121 элеваторе, из которых 4 - дочерние и зависимые компании АО "ОЗК". Наибольшие объемы зерна фонда хранятся в Сибирском федеральном округе - 1,03 млн тонн, или 58,9%. В Приволжском федеральном округе хранится 0,28 млн тонн, в Южном - 0,23 млн тонн.

Решая задачу сохранности государственного зерна, наши специалисты постоянно проводят инвентаризацию, проверки. В 2019 году и за истекший период 2020 года было проведено более 720 проверок. В 2019 году в доход федерального бюджета направлено порядка 760 млн рублей от реализации 1,1 млн тонн зерна.

Хотелось бы обратить внимание и на такой факт - в настоящее время система хранения зерна госфонда обеспечивает работой свыше 8,9 тыс. сотрудников элеваторов-хранителей, в основном в малых городах и на сельских территориях.

Сейчас проводятся товарные интервенции, то есть продажа зерна из фонда. Несмотря на непростые условия, сложившиеся в связи с пандемией коронавируса COVID-19, нам удалось оперативно аккредитовать на них порядка 250 участников. Аккредитация продолжается.

- Когда началось субсидирование перевозок зерна из удаленных от портов регионов для стабилизации цен в них, некоторые эксперты заговорили о том, что эта мера эффективнее закупочных интервенций, которые в принципе нацелены на то же - снятие "лишнего" зерна с рынка и стабилизацию цен. Согласны ли с этим мнением? Или эти механизмы нельзя сравнивать?

- Сравнивать механизмы субсидирования железнодорожных перевозок и государственных интервенций не совсем верно.

Государственный интервенционный фонд играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, он позволяет поддерживать регионы, компенсирует нехватку сырья для выработки муки и комбикормов. Так, с 2011 по 2019 годы без проведения биржевых торгов перерабатывающим предприятиям было продано более 1,7 млн. тонн зерна.

Кроме того, этот механизм способствует развитию инфраструктуры элеваторов и зернохранилищ. Для некоторых из них, а как я говорил, зерно размещено на 121 элеваторе, хранение запасов интервенционного фонда является одним из основных источников доходов. При этом основной объем зерна фонда сосредоточен в Сибири, где сейчас есть дефицит мощностей по переработке и вывозу зерна.

Большая часть элеваторной инфраструктуры введена в эксплуатацию в конце 70-х - начале 80-х годов. Ее общее состояние зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, эти элеваторы в большинстве случаев являются градообразующими предприятиями в небольших сельских районах, обеспечивают работой местных жителей. Размещение там зерна госфонда дает возможность сохранить рабочие места, планировать развитие и модернизацию.

В конечном счете, все это позволяет поддерживать и развивать инфраструктуру зернового комплекса так, как заложено в Долгосрочной стратегии его развития до 2035 года.

Механизм субсидирования железнодорожных перевозок, в свою очередь, позволяет снизить затраты на перевозку зерна, улучшает конкурентоспособность сельхозпроизводителей из удаленных регионов, является стимулом для роста производства.

Что в итоге? Действительно, есть мнение, что перевозка зерна из удаленных регионов к портам центральной части России и субсидирование перевозок в целом более эффективны, чем проведение закупочных интервенций. Однако, на мой взгляд, сложно отдать предпочтение какому-то одному механизму. Они должны работать параллельно, обеспечивая соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон: сельхозпроизводителя, переработчика, потребителя и экспортера.

Очевидно, что государственные интервенции - это многофункциональный инструмент. По моему убеждению, для решения стратегических задач по обеспечению продовольственной безопасности и развитию инфраструктуры агропромышленного комплекса объем фонда должен составлять не менее 6-8 млн тонн.

- Столкнулась ли компания с трудностями, связанными с распространением коронавируса?

- Мы сразу отнеслись к ситуации со всей серьезностью и предприняли оперативные меры: 17 марта в компании начал действовать штаб по противодействию негативным последствиям эпидемии, закуплены бесконтактные термометры, специальные дезинфицирующие средства, организовано ежедневное измерение температуры у сотрудников.

Почти 80% персонала переведено на удаленную работу с сохранением действующих условий оплаты труда. Работа сотрудников ОЗК и дочерних предприятий на дому организована без потери контроля над безопасностью данных и ИТ-инфраструктуры.

Те, кому необходимо быть в офисе, пользуются служебным транспортом или услугами такси, расходы на которое возмещаются.

Принятые меры дали результаты: в АО "ОЗК" и дочерних предприятиях не зарегистрировано ни одного человека с диагнозом "коронавирусная инфекция".

В этих новых, во многом непривычных, условиях коллектив компании продолжает в полной мере обеспечивать работу всех ее подразделений. Мы не можем допустить срыва экспортных отгрузок, перебоев с поставками продовольствия. Да, были трудности, в частности, с доступом фур с зерном на НКХП - у водителей не было спецпропусков. К счастью, эту ситуацию удалось оперативно изменить, в том числе благодаря вмешательству широкой общественности и публикациям вашего агентства.

Кроме того, появилось требование Роспотребнадзора дезинфицировать суда, прибывающие из Ирана, Италии, республики Корея, Турции, Китая и других стран, если они пробыли в рейсе менее двух недель.

Безусловно, трудности, конечно, есть, но мы стараемся оперативно решать все вопросы. Даже в такой ситуации мы не можем подвести ни наших партнеров, ни потребителей.

Последние новости